|
Профильного
образования у Сакиши не было. Обучался он на практике. В 1894 году на свет появился Кииширо Тойода. Спустя 20 лет он поможет своему отцу
разработать автоматический ткацкой станок, который послужит основой для новой компании семьи Тойода — Toyoda Automatic Loom Works. Это будет
начало.
В 1930 году Сакиши Тойода умирает. Руководство компанией
переходит к Кииширо. Легенда гласит, что последней мечтой Сакиши было
заняться автомобильной промышленностью. В некоторых источниках даже
утверждается, что он отдал последнее распоряжение сыну – основать свою
автомобильную компанию. Сложно сказать, было так на самом деле или нет.
Да это уже и не важно. Факт в том, что патент на автоматизированный
ткацкой станок, изобретенный отцом и сыном Тойода был продан английской
компании Platt Brothers & Со. Ltd. Сумма сделки составила 100 тысяч
фунтов стерлингов. Эти деньги были вложены Кииширо в новое
подразделение компании, целью которого было создание своего
собственного автомобиля.
Впрочем, пока Toyota не будет заниматься
производством собственного автомобиля с нуля. История компании
начинается с копирования удачных образцов американских автомобилей. И в
этом нет ничего удивительного, так как копирование является
неотъемлемой чертой японской культуры. Сначала нужно копировать
хорошее, пока не достигнешь в этом совершенства. И только после этого
можно будет приступить к созданию
своего.
Надо отметить,
что копировать было очень непросто. Долгое время у инженеров Toyoda
Automatic Loom Works не получалось сделать ту или иную работу. Но в
итоге в 1936 году на свет появился автомобиль Toyoda AA, который
являлся практически точной копией американского Chrysler Airflow. В этом же году на свет появился логотип компании, и был разработан второй
автомобиль – грузовик, который почти сразу же стал экспортироваться в Северный Китай.
Надо отметить, что уже на этом этапе в компании
придерживались некоторых инновационных принципов в производстве. Так,
еще ткацкая компания семьи Тойода работала по принципу, что в случае
проблем у одного работника останавливалось все производство.
Это приводило к тому, что в готовой продукции минимизировалась
вероятность возникновения брака. Подобная практика с успехом была
применена и в разработке автомобилей.
В 1937 году Кииширо Тойода
решает выделить автомобильное подразделение в отдельную компанию,
которая получит имя Toyota Motor Company. Сразу же видно, что в этом
названии в слове Toyota буква d была заменена на t. Почему? Опять же,
есть легенда, которая рассказывает об этом. При написании слова Toyoda
иероглиф d не
просто выводить. Нужно было сделать 9 взмахов
кисточкой, а это число в Японии считается несчастливым. Кииширо
оказался суеверным человеком, и решил, что лучше будет, если у названия
не будет никаких моментов, способных негативно повлиять на продажи, и решил заменить иероглиф d на t, который требовал всего 8 взмахов. А это
уже счастливое число для Японии. Нам эта история может показаться
абсурдной. Все дело в культурных различиях. В конце концов, мы вряд ли можем понять, почему сотрудники Toyota долгое время с удовольствием
пели (и поют) гимн своей компании, почему некоторые из них работают в компании всю жизнь (это вообще черты японской культуры).
Таким
образом, появилась на свет компания Toyota, занимающаяся выпуском
автомобилей. В том же году ей повезло. Последовал правительственный
заказ на 3000 грузовиков. Это позволило компании обзавестись
наличностью для последующих исследований. В Toyota не собирались вечно
заниматься копированием западных автомобилей.
Экспансия на мировой рынок В
1938 году в городе Кором появляется первый завод компании Toyota,
который был целиком и полностью ориентирован на производство
автомобилей. Надо сказать, что построен он был все на те же деньги
правительства, которые были получены компанией, благодаря большому
заказу грузовиков. Сегодня город Коромо уже переименован в Тойота. В честь компании.
Тем временем дальнейшая стратегия компании
заключалась в выкупе и основании компаний, которые занимались выпуском
деталей для автомобилей на всем цикле производства. Это было сделано в первую очередь для того, чтобы обезопасить себя в случае проблем
поставок. К тому времени в Toyota начинает развиваться система поставок
«точно
|